Календарь 2014    

Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар

22 Мая 2019

22 мая Церковь воспоминает пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца из Мир Ли­кий­ских в Ита­лию.

Бо­лее чет­вер­ти ве­ка Ве­ли­кий угод­ник Бо­жий Ни­ко­лай Мир­ли­кий­ский воз­глав­лял свою паст­ву и, до­стиг­нув глу­бо­кой ста­ро­сти, умер «в воз­расте стар­ше 70 лет», «по­сле непро­дол­жи­тель­ной те­лес­ной бо­лез­ни... он пе­ре­шел в веч­ную бла­жен­ную жизнь»[3] 6 де­каб­ря 335 г. от Рож­де­ства Хри­сто­ва[4]. На по­гре­бе­ние свя­ти­те­ля Ни­ко­лая «со­бра­лись епи­ско­пы Ли­кий­ской стра­ны со всем кли­ром»[5] и на­род из раз­ных го­ро­дов. Чест­ное те­ло свя­ти­те­ля бы­ло за­хо­ро­не­но око­ло церк­ви Свя­то­го Си­о­на, в ко­то­рой он слу­жил[6]. Обы­чай по­гре­бать лю­дей в хра­мах воз­ник в кон­це IV — на­ча­ле V в., т.е. по­сле смер­ти свя­ти­те­ля, и был уза­ко­нен по­сле Кар­фа­ген­ско­го со­бо­ра в 419 г.[7]

Изу­чая ак­ро­поль ли­кий­ской мит­ро­по­лии, мож­но до­пу­стить, что те­ло свя­ти­те­ля по­ло­жи­ли в ти­пич­ный для рим­ско­го пе­ри­о­да сар­ко­фаг(1). Но мы не мо­жем со­гла­сить­ся с тем, что мо­щи на­хо­ди­лись в сар­ко­фа­ге, ко­то­рый сей­час де­мон­стри­ру­ют в «Ни­ко­ла­ев­ском хра­ме» ту­рец­ко­го го­ро­да Де­м­ре. При жиз­ни Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец уни­что­жил храм Ар­те­ми­ды и вел ярую борь­бу с язы­че­ством. А су­дя по изо­бра­же­ни­ям на сар­ко­фа­ге, гроб­ни­ца яв­но при­над­ле­жа­ла языч­ни­ку. Все по­пыт­ки объ­яс­нить, что этот сар­ко­фаг ис­поль­зо­ва­ли по­втор­но[8] для упо­ко­е­ния те­ла свя­ти­те­ля, в неко­то­ром смыс­ле оскорб­ля­ют па­мять свя­то­го — он не мог быть по­гре­бен в древ­нем язы­че­ском гро­бу[9]. В 336 г. Стра­ти­ла­ты при­бы­ли в Ми­ры, и, узнав, что свя­той Ни­ко­лай умер, «они разыс­ка­ли ме­сто, где ле­жа­ло его чест­ное те­ло... [и] по­чти­ли Ни­ко­лая, со­ору­див пор­тик»[10] церк­ви. Так как для IV в. ха­рак­тер­но стро­и­тель­ство в па­мять свя­тых мар­ти­ри­ев — осо­бых стро­е­ний, то мы пред­по­ла­га­ем, что во­е­во­ды по­стро­и­ли пер­вый па­мят­ник — ча­сов­ню над мо­ги­лой Ве­ли­ко­го ар­хи­епи­ско­па Мир Ли­кий­ских Ни­ко­лая. Храм, в ко­то­ром слу­жил Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец, и пор­тик, по­стро­ен­ный стра­ти­ла­та­ми, бы­ли раз­ру­ше­ны зем­ле­тря­се­ни­ем 529 г., и на их ме­сте, «на сред­ства, вы­де­лен­ные име­ра­то­ром Юс­ти­ни­а­ном»[11], воз­во­дят­ся но­вый[12] храм и ча­сов­ня над за­хо­ро­не­ни­ем свя­то­го.

В VII в. на­ча­лась ак­тив­ная араб­ская экс­пан­сия на тер­ри­то­рии Во­сточ­ной Рим­ской им­пе­рии. В 655 г. ара­бы по­чти пол­но­стью уни­что­жи­ли ви­зан­тий­ский флот в мор­ском сра­же­нии у бе­ре­гов Ли­кии. В сен­тяб­ре 792 г. баг­дад­ский ха­лиф Ха­рун-ар-Ра­шид[13] по­слал на­чаль­ни­ка фло­та Ху­мейд-ибн-Ма­ю­фа «для раз­граб­ле­ния ост­ро­ва Ро­до»[14]. Раз­гра­бив ост­ров, Ху­мейд от­пра­вил­ся в Ми­ры Ли­кий­ские с на­ме­ре­ни­ем «раз­ло­мать свя­щен­ную гроб­ни­цу свя­то­го Чу­до­твор­ца Ни­ко­лая, [но] сло­мал вме­сто неё дру­гую, сто­я­щую по­бли­зо­сти»[15]. Ед­ва свя­то­тат­цы успе­ли это сде­лать, как на мо­ре под­ня­лась страш­ная бу­ря и раз­би­ла боль­шое ко­ли­че­ство су­дов, «и сам бо­го­бор­ный Ху­мейд кое-как спас­ся»[16]. Во­е­на­чаль­ник осквер­нил, огра­бил цер­ковь и взло­мал гроб­ни­цу, но он не раз­ру­шал храм[17].

В IX в. им­пе­ра­тор Ва­си­лий I Ма­ке­до­ня­нин (867-886), же­лая под­черк­нуть воз­рож­де­ние по­чи­та­ния икон и мо­щей, со­би­рал­ся пе­ре­вез­ти мо­щи свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в Кон­стан­ти­но­поль, но был оста­нов­лен в две­рях неким чу­дес­ным об­ра­зом. То­гда, «силь­но разо­злив­шись»[18], ве­лел за­пе­ча­тать его мо­щи в бе­лом ка­мен­ном сар­ко­фа­ге и по­ме­стить под пол ча­сов­ни — при­де­ла церк­ви Си­о­на, чтобы «ни­кто дру­гой не смог взять остан­ки»[19] Ве­ли­ко­го свя­ти­те­ля.

К XI в. с уве­ли­че­ни­ем па­лом­ни­ков у «Ни­коль­ско­го хра­ма в Ми­рах фор­ми­ру­ет­ся мо­на­ше­ская об­щи­на, пер­вое упо­ми­на­ние о ко­то­рой встре­ча­ет­ся в свя­зи с пе­ре­но­сом мо­щей ба­рий­ца­ми в XI в.»[20]. В 1034 г. са­ра­ци­ны «в оче­ред­ной раз за­хва­ты­ва­ют го­род, но цер­ковь оста­ет­ся непо­вре­жден­ной»[21].

В XI в. об­ста­нов­ка в Ви­зан­тий­ской им­пе­рии бы­ла небла­го­при­ят­на для хри­сти­ан. Ви­зан­тий­ский пре­стол по­сле смер­ти Ва­си­лия II (1025 г.) за­ни­ма­ли сла­бые, ча­сто сме­няв­ши­е­ся им­пе­ра­то­ры; как раз в это вре­мя во­сточ­ной им­пе­рии ста­ли гро­зить се­рьёз­ные опас­но­сти. В Пе­ред­ней Азии сель­д­жу­ки со­вер­ша­ли свое опу­сто­ши­тель­ное дви­же­ние на За­пад, и к 1081 г. ви­зан­тий­цы по­те­ря­ли всю Ма­лую Азию.

По­сле по­ра­же­ния Ви­зан­тии в бит­ве при Ман­цик­ер­те (19 ав­гу­ста 1071 г.) в Ма­лой Азии оста­лась толь­ко од­на до­ми­ни­ру­ю­щая си­ла — сель­д­жу­ки. Пле­нён­ный им­пе­ра­тор Ро­ман Дио­ген со­гла­сил­ся вы­пла­чи­вать им по «Веч­но­му ми­ру» и «Дру­же­ствен­но­му до­го­во­ру» еже­год­но «круп­ную сум­му де­нег»[22]. Но кон­стан­ти­но­поль­ская знать сверг­ла неудач­ли­во­го пра­ви­те­ля, а его пре­ем­ник — Ми­ха­ил VII Ду­ка Па­ра­пи­нак — не по­же­лал вы­пол­нять воз­ло­жен­ных на стра­ну обя­за­тельств. Так му­суль­мане по­лу­чи­ли пре­крас­ное оправ­да­ние для на­ча­ла на­бе­гов.

Это вы­нуж­да­ет хри­сти­ан, жи­те­лей Мир, пе­ре­се­лять­ся в бо­лее без­опас­ное ме­сто, на­хо­дя­ще­е­ся в трех ки­ло­мет­рах от ста­рых Мир. В са­мом же хра­ме оста­ют­ся слу­жить толь­ко несколь­ко мо­на­хов[23]. В 1086 г. свя­ти­тель Ни­ко­лай «явил­ся в ви­де­нии трем че­ло­ве­кам, при­ка­зы­вая им объ­явить жи­те­лям го­ро­да Ми­ры, ко­то­рые, бо­ясь ту­рок, ушли от­сю­да на го­ру, чтобы они воз­вра­ти­лись жить и сте­речь го­род, или зна­ли, что он пе­ре­се­лит­ся в дру­гое ме­сто»[24]. Од­на­ко жи­те­ли не вня­ли пре­ду­пре­жде­нию сво­е­го Ве­ли­ко­го свя­ти­те­ля.

В Ев­ро­пе к кон­цу XI в. уси­ли­лись при­зы­вы на борь­бу с невер­ны­ми. Рас­ска­зы воз­вра­щав­ших­ся пи­ли­гри­мов вы­зы­ва­ли в ре­ли­ги­оз­но на­стро­ен­ных мас­сах за­пад­ных хри­сти­ан силь­ное него­до­ва­ние про­тив сель­д­жу­ков и со­жа­ле­ние об уча­сти го­ро­да Ми­ры. На За­па­де по­ни­ма­ли, что хри­сти­ан­ские свя­ты­ни в Ви­зан­тии об­ре­че­ны на по­ру­га­ние и уни­что­же­ние. По­это­му ев­ро­пей­цы, осо­бен­но по­сле рас­ко­ла 1054 г., во вре­мя пу­те­ше­ствий на Во­сток счи­та­ли нор­маль­ным по­хи­тить свя­ты­ню и вы­вез­ти её к се­бе на ро­ди­ну. Стрем­ле­ние к за­хва­ту как мож­но боль­ше­го ко­ли­че­ства ре­лик­вий бы­ло не толь­ко ре­ли­ги­оз­ным рве­ни­ем, но и по­ли­ти­че­ским рас­че­том. В Сред­не­ве­ко­вье счи­та­лось пре­стиж­но иметь в род­ном го­ро­де мо­щи мно­же­ства свя­тых, ко­то­рые та­ким об­ра­зом ста­но­ви­лись по­кро­ви­те­ля­ми го­ро­да. Они обе­ре­га­ли граж­дан и бы­ли гор­до­стью го­су­дар­ства. Ни­кто не об­ра­щал вни­ма­ние на то, ка­ким об­ра­зом мо­щи при­об­ре­те­ны, глав­ное — ими вла­деть, а свя­той бу­дет по­кро­ви­тель­ство­вать то­му, ко­му они при­над­ле­жат.

В по­ли­ти­че­ском и во­ен­ном плане Ви­зан­тия сла­бе­ла год от го­да. С 1016 г. Юж­ная часть Ита­лии, при­над­ле­жа­щая Во­сточ­ной Рим­ской им­пе­рии, ста­ла под­вер­гать­ся нор­манн­ским на­бе­гам: «В 1027 г. с со­гла­сия им­пе­ра­то­ра Ко­нра­да II бы­ло ос­но­ва­но пер­вое нор­манн­ское по­се­ле­ние»[25]. А в 1071 г. гер­цог Ро­берт Гю­ис­кар за­кон­чил за­хват юж­но­и­та­льян­ских об­ла­стей, «за­во­е­вав по­след­нюю ви­зан­тий­скую кре­пость — Ба­ри»[26], что при­ве­ло к по­те­ре вли­я­ния го­ро­да в ре­ги­оне как сто­ли­цы ви­зан­тий­ской про­вин­ции в Юж­ной Ита­лии. В свя­зи со сме­ной по­ли­ти­че­ско­го управ­ле­ния епи­скоп Ба­ри Ан­дрей(2) пе­ре­хо­дит от Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха под юрис­дик­цию Рим­ско­го па­пы.

В то вре­мя мно­гие го­ро­да, став об­ла­да­те­ля­ми мо­щей свя­тых, пре­вра­ща­лись в ме­ста па­лом­ни­че­ства, что при­во­ди­ло к эко­но­ми­че­ско­му про­цве­та­нию го­ро­да. Мы мо­жем пред­по­ло­жить, что го­род­ская знать ре­ши­ла для воз­рож­де­ния эко­но­ми­че­ско­го бла­го­по­лу­чия Ба­ри при­об­ре­сти мо­щи ка­ко­го-ни­будь свя­то­го, и ее вы­бор пал на из­вест­но­го и по­чи­та­е­мо­го Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца из Мир Ли­кий­ских. Воз­мож­но, это пред­по­чте­ние бы­ло обу­слов­ле­но от­но­си­тель­ным удоб­ством до­став­ки свя­ты­ни. Мо­щи свя­то­го на­хо­ди­лись на мор­ском пу­ти в Си­рию, ку­да ба­рий­ские куп­цы пла­ва­ли для тор­гов­ли зер­ном и тка­ня­ми.

До­шед­шие до на­ше­го вре­ме­ни хро­ни­ки Ни­ки­фо­ра, ар­хи­ди­а­ко­на Иоан­на и Си­геб­ер­та о пе­ре­не­се­нии мо­щей свя­то­го Ни­ко­лая, яв­ля­ют­ся важ­ны­ми до­ку­мен­та­ми, под­лин­ность ко­то­рых не вы­зы­ва­ет со­мне­ний, для изу­че­ния ис­то­рии то­го пе­ри­о­да. Од­на­ко для со­став­ле­ния пол­ной кар­ти­ны со­бы­тий, а так­же их ис­то­ри­че­ско­го ана­ли­за мы ис­поль­зо­ва­ли и дру­гие ли­те­ра­тур­ные ис­точ­ни­ки и ар­хео­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния.

В 1087 г. в го­ро­де Бар, свя­ти­тель Ни­ко­лай явил­ся во сне чест­но­му и бла­го­го­вей­но­му свя­щен­ни­ку и ве­лел: «Иди и ска­жи лю­дям и все­му со­бо­ру цер­ков­но­му, чтобы они по­шли и взя­ли ме­ня из Мир и по­ло­жи­ли в го­ро­де этом, ибо не мо­гу там пре­бы­вать на ме­сте пу­стом. Бо­гу так угод­но»[27]. Ска­зав это, «свя­ти­тель стал неви­дим»[28]. Утром в церк­ви свя­щен­ник по­ве­дал кли­ру и на­ро­ду о сво­ем ви­де­нии. Все быв­шие в церк­ви, услы­шав о ви­де­нии их пас­ты­ря, ра­дост­но вос­клик­ну­ли: «Гос­подь по­слал те­перь Свою ми­лость на лю­дей и го­род наш, ибо удо­сто­ил нас при­нять мо­щи Его свя­то­го Угод­ни­ка Ни­ко­лая»[29]. Для ис­пол­не­ния во­ли Чу­до­твор­ца «...ита­льян­цы спеш­но и тай­но под­го­то­ви­ли це­лую мор­скую экс­пе­ди­цию»[30].

Ба­ряне от­пра­ви­лись за дра­го­цен­ны­ми мо­ща­ми на трех су­дах. Име­на участ­ни­ков экс­пе­ди­ции за­пи­са­ны на пер­га­мен­те, ко­то­рый хра­нит­ся в со­кро­вищ­ни­це Ни­коль­ской ба­зи­ли­ки Ба­ри. Опа­са­ясь, что кто-ни­будь дру­гой смо­жет их опе­ре­дить, ба­рий­цы преду­смот­ри­тель­но ре­ши­ли скрыть цель сво­е­го пу­те­ше­ствия под ви­дом тор­гов­ли зер­ном и для это­го на­гру­зи­ли свои ко­раб­ли пше­ни­цей. Пер­вым де­лом ка­ра­ван из трех су­дов на­пра­вил­ся в Ми­ры в Ли­кии. Ба­рий­цы по­сла­ли в раз­вед­ку мат­ро­са под ви­дом па­лом­ни­ка, ко­то­рый со­об­щил, что «в кре­по­сти, где на­хо­дит­ся ба­зи­ли­ка свя­то­го, нема­ло ту­рок; умер на­чаль­ник гар­ни­зо­на, и со­бра­лись хо­ро­нить его»[31]. Ба­рий­цы сра­зу на­пра­ви­ли свои ко­раб­ли в порт Свя­то­го Си­мео­на в Ан­тио­хии, где узна­ли, что ве­не­ци­ан­цы на­прав­ля­ют­ся в Ми­ры с це­лью за­брать те­ло св. Ни­ко­лая[32]. На­де­ясь опе­ре­дить их, ба­ряне ре­ши­ли немед­лен­но за­вер­шить своё пред­при­я­тие.

11 ап­ре­ля 1087 г. со­рок семь ба­рян, хо­ро­шо во­ору­жив­шись, от­пра­ви­лись в храм Свя­то­го Си­о­на, где на­хо­ди­лись мо­щи свт. Ни­ко­лая. До­брав­шись до церк­ви и спря­тав ору­жие, они «со сми­ре­ни­ем»[33] во­шли в храм, в ко­то­ром на­хо­ди­лось чет­ве­ро[34] без­за­щит­ных сто­ро­жей-мо­на­хов. Од­ни из ба­рий­цев об­ра­ти­лись с прось­бой к мо­на­хам о вы­де­ле­нии им ча­сти ми­ра (ман­ны) от мо­щей свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, дру­гие ста­ли мо­лить­ся, изо­бра­жая па­лом­ни­ков. В кон­це кон­цов пу­те­ше­ствен­ни­ки от­кры­ли мо­на­хам свой план — пе­ре­не­сти мо­щи чу­до­твор­ца в Апу­лию. Воз­мож­но, спер­ва мо­на­хи не вос­при­ня­ли на­ме­ре­ние по­слан­ни­ков из Ба­ри все­рьез. Они ска­за­ли, что Свя­той ни­ко­му ни­ко­гда не поз­во­лял пе­ре­но­сить его остан­ки в дру­гое ме­сто; да­же им­пе­ра­то­ру Ва­си­лию Ма­ке­до­ня­ни­ну при­шлось от­ка­зать­ся «от на­ме­ре­ния пе­ре­не­сти в Кон­стан­ти­но­поль»[35]. «Свя­тый ис­по­вед­ник Бо­жий не по­пустит вам взять его»[36], — от­го­ва­ри­ва­лись мо­на­хи. Ба­рий­ский пре­сви­тер по име­ни Луп дер­жал в ру­ках стек­лян­ный со­суд, ко­то­рый мо­на­хи хра­ма на­пол­ни­ли ми­ром от мо­щей. Он ре­шил при­нять уча­стие в пе­ре­го­во­рах со сто­ро­жа­ми и по­ста­вил фла­кон на верх невы­со­кой ко­лон­ны у ал­та­ря. Во вре­мя спо­ра отец Луп по неосто­рож­но­сти за­дел со­суд, и тот с «ве­ли­ким трес­ком»[37] упал на мра­мор­ный пол, но не раз­бил­ся. При­шель­цы уви­де­ли в этом зна­ме­нии бла­го­при­ят­ный знак вы­ра­же­ния во­ли Бо­га и свя­то­го Угод­ни­ка, яко­бы свя­ти­тель ска­зал им: «Вот мо­ги­ла, в ко­то­рой я ле­жу, возь­ми­те мое те­ло и иди­те к лю­дям в Ба­ри, ко­то­рым я бу­ду по­кро­ви­тель­ство­вать и за­щи­щать»[38].

Ба­рий­цы ре­ши­ли сме­нить так­ти­ку уго­во­ров, ре­шив, что «доб­рый об­ман ни­ко­му не вре­дит»[39]. Они со­лга­ли мо­на­хам, за­явив: «Вы долж­ны знать, что, ко­гда па­па из Ри­ма при­шел к нам в го­род Ба­ри, в со­про­вож­де­нии мно­гих ар­хи­епи­ско­пов, со сви­той свя­щен­но­слу­жи­те­лей и ми­рян, он сам по­слал нас в эти зем­ли пе­ре­не­сти свя­щен­ное те­ло. Он сде­лал все это, по­то­му что свя­ти­тель Бо­жий явил­ся ему во сне и про­сил, чтобы пе­ре­вез­ли его в на­ши зем­ли. Ко­гда апу­лий­цы до­ста­ли из-под сво­их пла­щей ору­жие, мо­на­хи осо­зна­ли всю се­рьез­ность на­ме­ре­ний го­стей. Один из мо­на­хов стал мед­лен­но от­сту­пать к две­рям, же­лая опо­ве­стить жи­те­лей Мир о про­ис­хо­дя­щем, но ба­рий­цы за­ра­нее за­бло­ки­ро­ва­ли вы­хо­ды из церк­ви.

Сто­ро­жа свя­за­ли, и некто по име­ни Мат­фей (воз­мож­но, ли­дер), при­ста­вил нож к гор­лу мо­на­ха, угро­жая смер­тью, ес­ли тот не ука­жет ме­сто­на­хож­де­ния мо­щей. Мо­нах от­ве­чал ему: «Ско­рее умрем, неже­ли да­дим взять свя­то­го»[40]. Дру­гой сто­рож, же­лая из­ба­вить со­бра­та от смер­ти и по­ни­мая, что со­про­тив­ле­ние бес­по­лез­но, ска­зал: «Сын мой, по­че­му ты неспра­вед­ли­во на­пал на на­ше­го бра­та?.. Мно­гие пы­та­лись за­вла­деть мо­ща­ми, но не смог­ли. По всей ви­ди­мо­сти, при­шло вре­мя ис­пол­не­ния обе­ща­ния, ко­то­рое дал свя­ти­тель год на­зад»[41]. Услы­шав это, ита­льян­цы по­про­си­ли рас­ска­зать им о ви­де­нии свя­то­го Ни­ко­лая, быв­ше­го в 1086 г. трем жи­те­лям Мир. Ба­рий­цы рас­це­ни­ли это как еще од­но ос­но­ва­ние для пе­ре­но­са остан­ков Ве­ли­ко­го свя­то­го к се­бе на ро­ди­ну. Слу­жи­тель хра­ма ука­зал Мат­фею от­вер­стие в по­лу, из ко­то­ро­го мо­на­хи из­вле­ка­ли «ки­сточ­кой свя­тую вла­гу»[42]. Ба­рий­цы по­ня­ли, что это то ме­сто, где на­хо­дят­ся мо­щи свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. Мат­фей спря­тал свое ору­жие и, взяв же­лез­ный лом, стал бить в мра­мор­ный пол.

Ана­лиз ли­те­ра­тур­ных ис­точ­ни­ков и ар­хео­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний церк­ви свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в Ми­рах (Де­м­ре) поз­во­ля­ет опре­де­лить ме­сто, где был за­хо­ро­нен Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец. В ре­зуль­та­те осмот­ра кир­пич­ной клад­ки стен Ни­коль­ской церк­ви ар­хео­ло­га­ми От­то Фель­дом и Ур­сом Пеш­лоу опре­де­ле­но, что ос­нов­ная часть стро­е­ний ком­плек­са от­но­сит­ся к VIII в., лишь слу­жеб­ные по­ме­ще­ния на се­ве­ро- за­па­де ком­плек­са и две юго-во­сточ­ные ча­сов­ни от­но­сят­ся к V-VI в. Изу­че­ние пла­на церк­ви да­ет воз­мож­ность пред­по­ло­жить, что сте­ны двух юго­во­сточ­ных ча­со­вен, от­но­ся­щих­ся к V-VI в., бы­ли умыш­лен­но «ис­клю­че­ны из стро­и­тель­ных ра­бот»[43], со­хра­не­ны древним ар­хи­тек­то­ром и встро­е­ны в но­вый ком­плекс хра­ма воз­ле цен­траль­но­го ал­та­ря. Эта за­бо­та мог­ла быть обу­слов­ле­на же­ла­ни­ем со­хра­нить древ­нюю ча­сов­ню над за­хо­ро­не­ни­ем свя­то­го.

Сто­ит об­ра­тить вни­ма­ние на то, что все хро­ни­ки оди­на­ко­во опи­сы­ва­ют дей­ствия ба­рий­цев. Ита­льян­цы раз­би­ли пол, а о сар­ко­фа­ге ни один из ле­то­пис­цев не упо­ми­на­ет. Кли­рик Ни­ки­фор в «Про­ло­ге» пи­шет, что в Ан­тио­хии ве­не­ци­ан­цы хва­ста­лись сво­им на­ме­ре­ни­ем в церк­ви свя­то­го Ни­ко­лая «раз­бить по­мост ея и уне­сти свя­щен­ное те­ло»[44]. На этот факт об­ра­тил вни­ма­ние ар­хи­манд­рит Ан­то­нин Ка­пу­стин в XIX в., ука­зы­вая, что «ба­рий­ские мат­ро­сы не ви­де­ли в церк­ви ни­ка­ких гроб­ниц»[45]. Есте­ствен­но, раз­ру­ше­ние по­ла не мог­ло прой­ти бес­след­но для зда­ния церк­ви. Изу­че­ние на­поль­ной мо­за­и­ки Ни­коль­ской церк­ви в Ми­рах и срав­не­ние ее с до­шед­ши­ми до нас мо­за­и­ка­ми дру­гих со­ору­же­ний поз­во­ля­ет да­ти­ро­вать укра­ше­ние по­ла хра­ма в Де­м­ре XI в.[46], т.е. вре­ме­нем ре­кон­струк­ции хра­ма 1042 г. при «им­пе­ра­то­ре Кон­стан­тине Мо­но­ма­хе и его жене Зое»[47]. Ис­сле­до­ва­ния рас­по­ло­же­ния ри­сун­ков мо­за­и­ки се­ре­ди­ны XI ве­ка на пер­вом эта­же хра­ма ука­зы­ва­ют на то, что наи­бо­лее круп­ные, бо­га­то укра­шен­ные, за­ни­ма­ю­щие по­чти всю пло­щадь по­ла узо­ры раз­ме­ще­ны опять же в двух юго-во­сточ­ных ча­сов­нях, при этом по­лы ос­нов­ной ча­сти цен­траль­но­го хра­ма ком­плек­са до­шли до на­ше­го вре­ме­ни по­чти без по­вре­жде­ний. На ос­но­ва­нии ре­зуль­та­тов ана­ли­за ри­сун­ков мо­за­ич­ных по­лов мы услов­но вы­де­ли­ли че­ты­ре ос­нов­ных ти­па ор­на­мен­тов:

a) пря­мо­уголь­ная рам­ка;

b) кру­ги, впи­сан­ные в квад­рат;

c) слож­ный узор, со­сто­я­щий из вось­ми­ко­неч­ной звез­ды и «цвет­ка», за­клю­чен­ных в пря­мо­уголь­ник;

d) квад­рат­ная рам­ка со слож­ным ор­на­мен­том, с утра­чен­ной се­ре­ди­ной.

Ес­ли пер­вый тип мо­за­и­ки ис­поль­зо­вал­ся в цен­траль­ном нефе ком­плек­са семь раз, ти­пы «b» и «с» встре­ча­ют­ся в укра­ше­нии по­ла хра­ма по три ра­за, то тип «d» уни­ка­лен — он име­ет наи­боль­шую пло­щадь по­кры­тия, и дан­ный ри­су­нок боль­ше ни­где не по­вто­ря­ет­ся. Ти­пы «a», «b», «с» до­шли до нас в от­но­си­тель­ной со­хран­но­сти и без утрат, а мо­за­и­ка по­след­не­го ти­па име­ет ме­ха­ни­че­ские по­вре­жде­ния, ко­то­рые позд­нее бы­ли неуме­ло за­ла­та­ны в XII-XIII ве­ке[48] оскол­ка­ми мра­мо­ра, ра­нее ис­поль­зо­вав­ши­ми­ся в укра­ше­нии неиз­вест­ных за­хо­ро­не­ний и не со­от­вет­ству­ю­щи­ми узо­ру по­вре­жден­ной мо­за­и­ки. В ре­зуль­та­те изу­че­ния тек­стов ис­точ­ни­ков XII в., по­вест­ву­ю­щих о пе­ре­ме­ще­нии мо­щей свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, и рас­смот­ре­ния ар­хи­тек­тур­ных осо­бен­но­стей ком­плек­са Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви в Де­м­ре, мы мо­жем за­клю­чить, что за­хо­ро­не­ние Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца ра­нее на­хо­ди­лось под мо­за­и­кой по­ла в цен­тре вто­рой юго-во­сточ­ной ча­сов­ни Ни­коль­ско­го хра­ма в Ми­рах. Кос­вен­ным под­твер­жде­ни­ем дан­но­го утвер­жде­ния слу­жит и то, что пол крип­ты хра­ма свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в Ба­ри укра­шен ор­на­мен­том, ко­то­рый мы от­нес­ли к ти­пу «d» ком­плек­са церк­ви в Ми­рах.

Раз­бив мо­за­и­ку на по­лу, ба­рий­цы об­на­ру­жи­ли древ­нюю кир­пич­ную клад­ку и ста­ли углуб­лять­ся в зем­лю, по­ка не об­на­ру­жи­ли крыш­ку бе­ло­го сар­ко­фа­га. От­цы Луп и Гри­мо­альд ста­ли мо­лить­ся. Ба­рий­цы при­шли в за­ме­ша­тель­ство и бо­я­лись вскрыть гроб­ни­цу свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. От­ко­пав до по­ло­ви­ны крыш­ку сар­ко­фа­га, ни­кто не ре­шал­ся его от­крыть, «чтобы не пре­вра­тить­ся в ка­мень»[49]. Мат­фей уда­ром мо­лот­ка раз­бил мра­мор­ную пли­ту. Ко­гда уда­ли­ли оскол­ки, об­на­ру­жи­ли «вну­ши­тель­ных раз­ме­ров»[50] сар­ко­фаг, «пол­ный свя­той вла­ги»[51], и по­чув­ство­ва­ли чу­дес­ный аро­мат. Ита­льян­цы ре­ши­ли, что Угод­ник Бо­жий со­гла­сен на пе­ре­не­се­ние мо­щей.

Мат­фей, опу­стив «пра­вую ру­ку»[52] в жид­кость, стал из­вле­кать из гро­ба мо­щи и пе­ре­да­вать их по ча­стям пре­сви­те­рам. По­ни­мая, что вре­мя ухо­дит, юно­ша спрыг­нул в ра­ку и, как поз­же вы­яс­нит­ся, раз­да­вил сво­и­ми но­га­ми часть ко­стей та­за свя­ти­те­ля[53]. Най­дя в гроб­ни­це че­реп, Мат­фей бе­реж­но пе­ре­дал его свя­щен­ни­кам и вы­лез из гроб­ни­цы. В это вре­мя «неко­то­рые из сто­яв­ших кру­гом мо­ря­ков, тай­ком взяв ма­лень­кие ча­стич­ки от свя­тых мо­щей, скры­ли их»[54]. Пол­но­стью за­брать мо­щи апу­лий­цам не уда­лось. Ве­ро­ят­но, ба­рий­цы то­ро­пи­лись и опа­са­лись, что ли­кий­цы вос­пре­пят­ству­ют по­хи­ще­нию мо­щей. Участ­ни­ки экс­пе­ди­ции не взя­ли с со­бой ков­че­га для остан­ков Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца. Мож­но пред­по­ло­жить, что они рас­счи­ты­ва­ли за­брать мо­щи вме­сте с ра­кой и не ожи­да­ли най­ти боль­шой тя­же­лый сар­ко­фаг. По этой при­чине пре­сви­те­ры за­вер­ну­ли мо­щи Свя­то­го в свои об­ла­че­ния и бе­реж­но по­нес­ли к ко­раб­лям. Эта вер­сия под­твер­жда­ет­ся ис­сле­до­ва­ни­я­ми ко­стей, из­вле­чен­ных в 1953 г. из гроб­ни­цы в Ба­ри. Про­фес­сор Лу­и­джи Мар­ти­но, изу­чав­ший остан­ки свя­ти­те­ля, пи­шет в от­че­те об ис­сле­до­ва­нии мо­щей, что на ко­стях «най­де­ны пе­ре­ло­мы на тех ме­стах, где они долж­ны быть во вре­мя гру­бой экс­гу­ма­ции, в свя­зи с тем, что мо­ря­ки спе­ши­ли»[55]. Так­же про­фес­сор от­ме­тил, что ско­рее все­го во вре­мя транс­пор­ти­ров­ки остан­ков «на ко­стях воз­ник­ли об­шир­ные по­вре­жде­ния, вы­зван­ные вза­им­ным тре­ни­ем по всей ве­ро­ят­но­сти из-за то­го, что ко­сти бы­ли вме­сте за­вер­ну­ты в за­щит­ный ма­те­ри­ал»[56].

Так­же ита­льян­цы взя­ли несколь­ко круп­ных оскол­ков сар­ко­фа­га свя­то­го, ко­то­рые, как ве­ли­кая свя­ты­ня, поз­же бы­ли вмон­ти­ро­ва­ны «в пре­сто­лы мно­гих хра­мов Ита­лии»[57]. Осмотр дан­ных фраг­мен­тов поз­во­ля­ет с уве­рен­но­стью го­во­рить о том, что лже­гроб­ни­ца, вы­став­ля­е­мая в Де­м­ре, не со­от­вет­ству­ет цве­ту, раз­ме­рам и ма­те­ри­а­лу на­сто­я­ще­го сар­ко­фа­га. Вот по­че­му мы с уве­рен­ность мо­жем утвер­ждать, что до на­ше­го вре­ме­ни гроб свя­ти­те­ля Ни­ко­лая не со­хра­нил­ся.

Бы­ло ре­ше­но, что бес­цен­ный груз на борт возь­мет ко­ман­да, в ко­то­рой со­сто­ял Мат­фей. Ка­пи­тан вы­бран­но­го суд­на и его ко­ман­да по­кля­лись, что они обес­пе­чат пол­ную со­хран­ность мо­щей Свя­то­го Ни­ко­лая и не бу­дут пред­при­ни­мать ка­ких-ли­бо дей­ствий «без об­ще­го ре­ше­ния всех участ­ни­ков»[58] экс­пе­ди­ции. Как ска­за­но в Тро­иц­ком спис­ке жи­тия, два мо­на­ха из хра­ма оста­лись в Ми­рах, а двое под­ня­лись на борт «и идо­ста с мо­щь­ми свя­та­го Ни­ко­лы и по­и­до­ша в Бар град»[59].

Как толь­ко ита­льян­цы «раз­ме­сти­ли мо­щи с ве­ли­ким бла­го­го­ве­ни­ем в очень ма­лень­ком де­ре­вян­ном ящи­ке»[60] и на­ча­ли от­да­лять­ся от бе­ре­га, они уви­де­ли бе­гу­щих к бе­ре­гу мо­ря жи­те­лей Мир, ко­то­рые ры­да­ли и бро­са­лись в мо­ре, хва­та­лись за вес­ла с кри­ка­ми: «От­дай­те от­ца на­ше­го и гос­по­ди­на на­ше­го!»[61]. Ба­рий­цы пы­та­лись «успо­ко­ить» мест­ных жи­те­лей тем, что им остал­ся гроб, пол­ный свя­той вла­ги от мо­щей свя­ти­те­ля, и чу­до­твор­ная ико­на свя­то­го Ни­ко­лая. «Те­перь во­ля его уй­ти от­сю­да, чтобы и дру­гия ча­сти ми­ра про­све­щать»[62]. Жи­те­ли Мир вер­ну­лись в ограб­лен­ный храм и об­на­ру­жи­ли, что неко­то­рая часть оста­ва­лась по­гру­жен­ной в ми­ро. Опа­са­ясь но­вых на­па­де­ний и гра­бе­жей, они при­ня­ли ре­ше­ние сно­ва со­крыть свя­тые остан­ки под пол, что и бы­ло вы­пол­не­но. Воз­мож­но, для то­го чтобы предот­вра­тить по­сле­ду­ю­щие по­пыт­ки хи­ще­ния мо­щей и за­пу­тать бу­ду­щих свя­то­тат­цев, мест­ные жи­те­ли ре­ши­ли вы­ста­вить у хра­ма по­вре­жден­ный сар­ко­фаг, взя­тый с «цар­ско­го некро­по­ля, рас­по­ло­жен­но­го вдоль до­ро­ги в порт Ан­дри­а­ке»[63]. Они вы­да­ва­ли его за гроб свя­то­го Ни­ко­лая, ограб­лен­ный ба­рий­ца­ми, внутрь ко­то­ро­го по­ста­ви­ли со­суд с ми­ром от мо­щей свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. Этот об­ман на­шел про­дол­же­ние и в на­ше вре­мя. Дан­ный сар­ко­фаг до сих пор де­мон­стри­ру­ют в хра­ме-му­зее совре­мен­но­го го­ро­да Де­м­ре, вы­да­вая за на­сто­я­щую гроб­ни­цу Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца. Ар­хео­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния по­ка­за­ли, что свя­ти­тель не мог быть за­хо­ро­нен или пе­ре­за­хо­ро­нен в дан­ной га­ле­рее и в сар­ко­фа­ге, ра­нее при­над­ле­жав­шем языч­ни­ку.

Во-пер­вых, стро­е­ние, где на­хо­дит­ся лже­гроб­ни­ца Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца, от­но­сит­ся к VIII в. Это не со­гла­су­ет­ся с вы­во­да­ми о том, что в V-VI вв. над за­хо­ро­не­ни­ем свя­то­го бы­ла воз­двиг­ну­та ча­сов­ня, со­хра­нен­ная при ре­кон­струк­ции ком­плек­са в VIII в.

Во-вто­рых, ана­лиз пла­на церк­ви VIII в. в Ми­рах и спо­соб ка­мен­ной клад­ки по­ка­зы­ва­ют, что че­ты­ре ни­ши юж­ной га­ле­реи Ни­ко­ла­ев­ско­го хра­ма ра­нее слу­жи­ли ок­на­ми об­ход­ной га­ле­реи или при­тво­ра церк­ви. В про­тив­ном слу­чае свет не про­ни­кал бы в дан­ные по­ме­ще­ния, а бла­го­го­вей­ное от­но­ше­ние к мо­щам свя­ти­те­ля Ни­ко­лая не поз­во­ли­ло бы раз­ме­стить ра­ку с мо­ща­ми в окон­ном про­еме при­тво­ра хра­ма.

В-тре­тьих, бо­га­то укра­шен­ная раз­лич­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми гроб­ни­ца вряд ли бы­ла бы со­хра­не­на в пе­ри­од ико­но­бр­че­ства.

Воз­ра­же­ния оп­по­нен­тов, сто­рон­ни­ков ис­тин­но­сти хра­ня­ще­го­ся в хра­ме в Де­м­ре сар­ко­фа­га, без­осно­ва­тель­ны. Так, сле­ды внут­ри гроб­ни­цы яко­бы от ис­хо­дя­ще­го от свя­тых мо­щей ми­ра не мог­ли быть остав­ле­ны ман­ной. В хро­ни­ках го­во­рит­ся о том, что гроб Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца был «по­лон свя­той вла­ги»[64], а сле­ды на стен­ках экс­по­ни­ру­е­мой в Ни­коль­ском хра­ме гроб­ни­цы не до­сти­га­ют и чет­вер­ти объ­е­ма. Про­зрач­ная жид­кость, вы­де­ля­е­мая до сих пор остан­ка­ми свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, име­ет кон­си­стен­цию, «по­хо­жую на во­ду гор­но­го ис­точ­ни­ка»[65] и не остав­ля­ю­щую сле­дов на ка­мен­ном сар­ко­фа­ге в Ба­ри, сде­лан­ном из при­ве­зен­но­го из Мир Ли­кий­ских кам­ня.

Так­же до сих пор в Тур­ции па­лом­ни­кам и ту­ри­стам рас­ска­зы­ва­ют мест­ную ле­ген­ду о том, что «спе­ша­щие ита­льян­ские куп­цы уро­ни­ли несколь­ко ко­стей»[66], а поз­же «эти ча­сти­цы бы­ли за­бот­ли­во со­бра­ны... жи­те­ля­ми Мир»[67], сло­же­ны в ла­рец, «ко­то­рый вы­став­ля­ет­ся в му­зее Ан­та­лии»[68]. Это утвер­жде­ние яв­ля­ет­ся вы­дум­кой. На са­мом де­ле мо­щи нес­ли бе­реж­но, а ко­сти, вы­став­ля­е­мые как экс­по­нат в за­лах му­зея ар­хео­ло­гии, бы­ли по­да­ре­ны му­зею «некой ита­льян­кой в 1925 г.»[69] В 2004 г. про­фес­сор су­деб­ной па­то­ло­гии Фран­че­ско Ин­тро­на изу­чил ко­сти, экс­по­ни­ру­е­мые в му­зее Ан­та­лии, и при­шел к вы­во­ду, что дан­ные ко­сти не со­от­вет­ству­ют остан­кам, на­хо­дя­щим­ся в гроб­ни­цах Ба­ри и Ве­не­ции, и, бо­лее то­го, при­над­ле­жа­ли мо­ло­до­му че­ло­ве­ку. Толь­ко в 2011 г. экс­пер­та­ми ми­ни­стер­ства ту­риз­ма Тур­ции ко­сти, вы­став­ляв­ши­е­ся в Ан­та­лии как остан­ки Но­эль Ба­бы(3), бы­ли при­зна­ны под­дель­ны­ми. В свя­зи с этим они уда­ле­ны из экс­по­зи­ции му­зея.

Ко­раб­ли про­шли еще око­ло че­тыр­на­дца­ти миль до ост­ро­ва Ме­ги­сти(4). Да­лее, прой­дя око­ло пя­ти миль, они бы­ли вы­нуж­де­ны из-за уси­лив­ше­го­ся вет­ра при­бли­зить­ся в на­прав­ле­нии Па­тар(5), го­ро­да, где ро­дил­ся Свя­той Ни­ко­лай. Од­на­ко бу­ря и всё еще от­но­си­тель­ная бли­зость к Ми­рам за­ста­ви­ли ба­рий­цев снять­ся с яко­ря и при­швар­то­вать­ся в бух­те у Пер­дик­кеи(6)&l

Петро-Павловский женский монастырь

Русская Православная

Церковь Московский Патриархат

Брянская Епархия

© 2014

Пользователей онлайн: 1