Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар
22 Мая 2019
22 мая Церковь воспоминает перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Италию.
Более четверти века Великий угодник Божий Николай Мирликийский возглавлял свою паству и, достигнув глубокой старости, умер «в возрасте старше 70 лет», «после непродолжительной телесной болезни... он перешел в вечную блаженную жизнь»[3] 6 декабря 335 г. от Рождества Христова[4]. На погребение святителя Николая «собрались епископы Ликийской страны со всем клиром»[5] и народ из разных городов. Честное тело святителя было захоронено около церкви Святого Сиона, в которой он служил[6]. Обычай погребать людей в храмах возник в конце IV — начале V в., т.е. после смерти святителя, и был узаконен после Карфагенского собора в 419 г.[7]
Изучая акрополь ликийской митрополии, можно допустить, что тело святителя положили в типичный для римского периода саркофаг(1). Но мы не можем согласиться с тем, что мощи находились в саркофаге, который сейчас демонстрируют в «Николаевском храме» турецкого города Демре. При жизни Николай Чудотворец уничтожил храм Артемиды и вел ярую борьбу с язычеством. А судя по изображениям на саркофаге, гробница явно принадлежала язычнику. Все попытки объяснить, что этот саркофаг использовали повторно[8] для упокоения тела святителя, в некотором смысле оскорбляют память святого — он не мог быть погребен в древнем языческом гробу[9]. В 336 г. Стратилаты прибыли в Миры, и, узнав, что святой Николай умер, «они разыскали место, где лежало его честное тело... [и] почтили Николая, соорудив портик»[10] церкви. Так как для IV в. характерно строительство в память святых мартириев — особых строений, то мы предполагаем, что воеводы построили первый памятник — часовню над могилой Великого архиепископа Мир Ликийских Николая. Храм, в котором служил Николай Чудотворец, и портик, построенный стратилатами, были разрушены землетрясением 529 г., и на их месте, «на средства, выделенные имератором Юстинианом»[11], возводятся новый[12] храм и часовня над захоронением святого.
В VII в. началась активная арабская экспансия на территории Восточной Римской империи. В 655 г. арабы почти полностью уничтожили византийский флот в морском сражении у берегов Ликии. В сентябре 792 г. багдадский халиф Харун-ар-Рашид[13] послал начальника флота Хумейд-ибн-Маюфа «для разграбления острова Родо»[14]. Разграбив остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением «разломать священную гробницу святого Чудотворца Николая, [но] сломал вместо неё другую, стоящую поблизости»[15]. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и разбила большое количество судов, «и сам богоборный Хумейд кое-как спасся»[16]. Военачальник осквернил, ограбил церковь и взломал гробницу, но он не разрушал храм[17].
В IX в. император Василий I Македонянин (867-886), желая подчеркнуть возрождение почитания икон и мощей, собирался перевезти мощи святителя Николая в Константинополь, но был остановлен в дверях неким чудесным образом. Тогда, «сильно разозлившись»[18], велел запечатать его мощи в белом каменном саркофаге и поместить под пол часовни — придела церкви Сиона, чтобы «никто другой не смог взять останки»[19] Великого святителя.
К XI в. с увеличением паломников у «Никольского храма в Мирах формируется монашеская община, первое упоминание о которой встречается в связи с переносом мощей барийцами в XI в.»[20]. В 1034 г. сарацины «в очередной раз захватывают город, но церковь остается неповрежденной»[21].
В XI в. обстановка в Византийской империи была неблагоприятна для христиан. Византийский престол после смерти Василия II (1025 г.) занимали слабые, часто сменявшиеся императоры; как раз в это время восточной империи стали грозить серьёзные опасности. В Передней Азии сельджуки совершали свое опустошительное движение на Запад, и к 1081 г. византийцы потеряли всю Малую Азию.
После поражения Византии в битве при Манцикерте (19 августа 1071 г.) в Малой Азии осталась только одна доминирующая сила — сельджуки. Пленённый император Роман Диоген согласился выплачивать им по «Вечному миру» и «Дружественному договору» ежегодно «крупную сумму денег»[22]. Но константинопольская знать свергла неудачливого правителя, а его преемник — Михаил VII Дука Парапинак — не пожелал выполнять возложенных на страну обязательств. Так мусульмане получили прекрасное оправдание для начала набегов.
Это вынуждает христиан, жителей Мир, переселяться в более безопасное место, находящееся в трех километрах от старых Мир. В самом же храме остаются служить только несколько монахов[23]. В 1086 г. святитель Николай «явился в видении трем человекам, приказывая им объявить жителям города Миры, которые, боясь турок, ушли отсюда на гору, чтобы они возвратились жить и стеречь город, или знали, что он переселится в другое место»[24]. Однако жители не вняли предупреждению своего Великого святителя.
В Европе к концу XI в. усилились призывы на борьбу с неверными. Рассказы возвращавшихся пилигримов вызывали в религиозно настроенных массах западных христиан сильное негодование против сельджуков и сожаление об участи города Миры. На Западе понимали, что христианские святыни в Византии обречены на поругание и уничтожение. Поэтому европейцы, особенно после раскола 1054 г., во время путешествий на Восток считали нормальным похитить святыню и вывезти её к себе на родину. Стремление к захвату как можно большего количества реликвий было не только религиозным рвением, но и политическим расчетом. В Средневековье считалось престижно иметь в родном городе мощи множества святых, которые таким образом становились покровителями города. Они оберегали граждан и были гордостью государства. Никто не обращал внимание на то, каким образом мощи приобретены, главное — ими владеть, а святой будет покровительствовать тому, кому они принадлежат.
В политическом и военном плане Византия слабела год от года. С 1016 г. Южная часть Италии, принадлежащая Восточной Римской империи, стала подвергаться норманнским набегам: «В 1027 г. с согласия императора Конрада II было основано первое норманнское поселение»[25]. А в 1071 г. герцог Роберт Гюискар закончил захват южноитальянских областей, «завоевав последнюю византийскую крепость — Бари»[26], что привело к потере влияния города в регионе как столицы византийской провинции в Южной Италии. В связи со сменой политического управления епископ Бари Андрей(2) переходит от Константинопольского патриарха под юрисдикцию Римского папы.
В то время многие города, став обладателями мощей святых, превращались в места паломничества, что приводило к экономическому процветанию города. Мы можем предположить, что городская знать решила для возрождения экономического благополучия Бари приобрести мощи какого-нибудь святого, и ее выбор пал на известного и почитаемого Николая Чудотворца из Мир Ликийских. Возможно, это предпочтение было обусловлено относительным удобством доставки святыни. Мощи святого находились на морском пути в Сирию, куда барийские купцы плавали для торговли зерном и тканями.
Дошедшие до нашего времени хроники Никифора, архидиакона Иоанна и Сигеберта о перенесении мощей святого Николая, являются важными документами, подлинность которых не вызывает сомнений, для изучения истории того периода. Однако для составления полной картины событий, а также их исторического анализа мы использовали и другие литературные источники и археологические исследования.
В 1087 г. в городе Бар, святитель Николай явился во сне честному и благоговейному священнику и велел: «Иди и скажи людям и всему собору церковному, чтобы они пошли и взяли меня из Мир и положили в городе этом, ибо не могу там пребывать на месте пустом. Богу так угодно»[27]. Сказав это, «святитель стал невидим»[28]. Утром в церкви священник поведал клиру и народу о своем видении. Все бывшие в церкви, услышав о видении их пастыря, радостно воскликнули: «Господь послал теперь Свою милость на людей и город наш, ибо удостоил нас принять мощи Его святого Угодника Николая»[29]. Для исполнения воли Чудотворца «...итальянцы спешно и тайно подготовили целую морскую экспедицию»[30].
Баряне отправились за драгоценными мощами на трех судах. Имена участников экспедиции записаны на пергаменте, который хранится в сокровищнице Никольской базилики Бари. Опасаясь, что кто-нибудь другой сможет их опередить, барийцы предусмотрительно решили скрыть цель своего путешествия под видом торговли зерном и для этого нагрузили свои корабли пшеницей. Первым делом караван из трех судов направился в Миры в Ликии. Барийцы послали в разведку матроса под видом паломника, который сообщил, что «в крепости, где находится базилика святого, немало турок; умер начальник гарнизона, и собрались хоронить его»[31]. Барийцы сразу направили свои корабли в порт Святого Симеона в Антиохии, где узнали, что венецианцы направляются в Миры с целью забрать тело св. Николая[32]. Надеясь опередить их, баряне решили немедленно завершить своё предприятие.
11 апреля 1087 г. сорок семь барян, хорошо вооружившись, отправились в храм Святого Сиона, где находились мощи свт. Николая. Добравшись до церкви и спрятав оружие, они «со смирением»[33] вошли в храм, в котором находилось четверо[34] беззащитных сторожей-монахов. Одни из барийцев обратились с просьбой к монахам о выделении им части мира (манны) от мощей святителя Николая, другие стали молиться, изображая паломников. В конце концов путешественники открыли монахам свой план — перенести мощи чудотворца в Апулию. Возможно, сперва монахи не восприняли намерение посланников из Бари всерьез. Они сказали, что Святой никому никогда не позволял переносить его останки в другое место; даже императору Василию Македонянину пришлось отказаться «от намерения перенести в Константинополь»[35]. «Святый исповедник Божий не попустит вам взять его»[36], — отговаривались монахи. Барийский пресвитер по имени Луп держал в руках стеклянный сосуд, который монахи храма наполнили миром от мощей. Он решил принять участие в переговорах со сторожами и поставил флакон на верх невысокой колонны у алтаря. Во время спора отец Луп по неосторожности задел сосуд, и тот с «великим треском»[37] упал на мраморный пол, но не разбился. Пришельцы увидели в этом знамении благоприятный знак выражения воли Бога и святого Угодника, якобы святитель сказал им: «Вот могила, в которой я лежу, возьмите мое тело и идите к людям в Бари, которым я буду покровительствовать и защищать»[38].
Барийцы решили сменить тактику уговоров, решив, что «добрый обман никому не вредит»[39]. Они солгали монахам, заявив: «Вы должны знать, что, когда папа из Рима пришел к нам в город Бари, в сопровождении многих архиепископов, со свитой священнослужителей и мирян, он сам послал нас в эти земли перенести священное тело. Он сделал все это, потому что святитель Божий явился ему во сне и просил, чтобы перевезли его в наши земли. Когда апулийцы достали из-под своих плащей оружие, монахи осознали всю серьезность намерений гостей. Один из монахов стал медленно отступать к дверям, желая оповестить жителей Мир о происходящем, но барийцы заранее заблокировали выходы из церкви.
Сторожа связали, и некто по имени Матфей (возможно, лидер), приставил нож к горлу монаха, угрожая смертью, если тот не укажет местонахождения мощей. Монах отвечал ему: «Скорее умрем, нежели дадим взять святого»[40]. Другой сторож, желая избавить собрата от смерти и понимая, что сопротивление бесполезно, сказал: «Сын мой, почему ты несправедливо напал на нашего брата?.. Многие пытались завладеть мощами, но не смогли. По всей видимости, пришло время исполнения обещания, которое дал святитель год назад»[41]. Услышав это, итальянцы попросили рассказать им о видении святого Николая, бывшего в 1086 г. трем жителям Мир. Барийцы расценили это как еще одно основание для переноса останков Великого святого к себе на родину. Служитель храма указал Матфею отверстие в полу, из которого монахи извлекали «кисточкой святую влагу»[42]. Барийцы поняли, что это то место, где находятся мощи святителя Николая. Матфей спрятал свое оружие и, взяв железный лом, стал бить в мраморный пол.
Анализ литературных источников и археологических исследований церкви святителя Николая в Мирах (Демре) позволяет определить место, где был захоронен Николай Чудотворец. В результате осмотра кирпичной кладки стен Никольской церкви археологами Отто Фельдом и Урсом Пешлоу определено, что основная часть строений комплекса относится к VIII в., лишь служебные помещения на северо- западе комплекса и две юго-восточные часовни относятся к V-VI в. Изучение плана церкви дает возможность предположить, что стены двух юговосточных часовен, относящихся к V-VI в., были умышленно «исключены из строительных работ»[43], сохранены древним архитектором и встроены в новый комплекс храма возле центрального алтаря. Эта забота могла быть обусловлена желанием сохранить древнюю часовню над захоронением святого.
Стоит обратить внимание на то, что все хроники одинаково описывают действия барийцев. Итальянцы разбили пол, а о саркофаге ни один из летописцев не упоминает. Клирик Никифор в «Прологе» пишет, что в Антиохии венецианцы хвастались своим намерением в церкви святого Николая «разбить помост ея и унести священное тело»[44]. На этот факт обратил внимание архимандрит Антонин Капустин в XIX в., указывая, что «барийские матросы не видели в церкви никаких гробниц»[45]. Естественно, разрушение пола не могло пройти бесследно для здания церкви. Изучение напольной мозаики Никольской церкви в Мирах и сравнение ее с дошедшими до нас мозаиками других сооружений позволяет датировать украшение пола храма в Демре XI в.[46], т.е. временем реконструкции храма 1042 г. при «императоре Константине Мономахе и его жене Зое»[47]. Исследования расположения рисунков мозаики середины XI века на первом этаже храма указывают на то, что наиболее крупные, богато украшенные, занимающие почти всю площадь пола узоры размещены опять же в двух юго-восточных часовнях, при этом полы основной части центрального храма комплекса дошли до нашего времени почти без повреждений. На основании результатов анализа рисунков мозаичных полов мы условно выделили четыре основных типа орнаментов:
a) прямоугольная рамка;
b) круги, вписанные в квадрат;
c) сложный узор, состоящий из восьмиконечной звезды и «цветка», заключенных в прямоугольник;
d) квадратная рамка со сложным орнаментом, с утраченной серединой.
Если первый тип мозаики использовался в центральном нефе комплекса семь раз, типы «b» и «с» встречаются в украшении пола храма по три раза, то тип «d» уникален — он имеет наибольшую площадь покрытия, и данный рисунок больше нигде не повторяется. Типы «a», «b», «с» дошли до нас в относительной сохранности и без утрат, а мозаика последнего типа имеет механические повреждения, которые позднее были неумело залатаны в XII-XIII веке[48] осколками мрамора, ранее использовавшимися в украшении неизвестных захоронений и не соответствующими узору поврежденной мозаики. В результате изучения текстов источников XII в., повествующих о перемещении мощей святителя Николая, и рассмотрения архитектурных особенностей комплекса Николаевской церкви в Демре, мы можем заключить, что захоронение Николая Чудотворца ранее находилось под мозаикой пола в центре второй юго-восточной часовни Никольского храма в Мирах. Косвенным подтверждением данного утверждения служит и то, что пол крипты храма святителя Николая в Бари украшен орнаментом, который мы отнесли к типу «d» комплекса церкви в Мирах.
Разбив мозаику на полу, барийцы обнаружили древнюю кирпичную кладку и стали углубляться в землю, пока не обнаружили крышку белого саркофага. Отцы Луп и Гримоальд стали молиться. Барийцы пришли в замешательство и боялись вскрыть гробницу святителя Николая. Откопав до половины крышку саркофага, никто не решался его открыть, «чтобы не превратиться в камень»[49]. Матфей ударом молотка разбил мраморную плиту. Когда удалили осколки, обнаружили «внушительных размеров»[50] саркофаг, «полный святой влаги»[51], и почувствовали чудесный аромат. Итальянцы решили, что Угодник Божий согласен на перенесение мощей.
Матфей, опустив «правую руку»[52] в жидкость, стал извлекать из гроба мощи и передавать их по частям пресвитерам. Понимая, что время уходит, юноша спрыгнул в раку и, как позже выяснится, раздавил своими ногами часть костей таза святителя[53]. Найдя в гробнице череп, Матфей бережно передал его священникам и вылез из гробницы. В это время «некоторые из стоявших кругом моряков, тайком взяв маленькие частички от святых мощей, скрыли их»[54]. Полностью забрать мощи апулийцам не удалось. Вероятно, барийцы торопились и опасались, что ликийцы воспрепятствуют похищению мощей. Участники экспедиции не взяли с собой ковчега для останков Николая Чудотворца. Можно предположить, что они рассчитывали забрать мощи вместе с ракой и не ожидали найти большой тяжелый саркофаг. По этой причине пресвитеры завернули мощи Святого в свои облачения и бережно понесли к кораблям. Эта версия подтверждается исследованиями костей, извлеченных в 1953 г. из гробницы в Бари. Профессор Луиджи Мартино, изучавший останки святителя, пишет в отчете об исследовании мощей, что на костях «найдены переломы на тех местах, где они должны быть во время грубой эксгумации, в связи с тем, что моряки спешили»[55]. Также профессор отметил, что скорее всего во время транспортировки останков «на костях возникли обширные повреждения, вызванные взаимным трением по всей вероятности из-за того, что кости были вместе завернуты в защитный материал»[56].
Также итальянцы взяли несколько крупных осколков саркофага святого, которые, как великая святыня, позже были вмонтированы «в престолы многих храмов Италии»[57]. Осмотр данных фрагментов позволяет с уверенностью говорить о том, что лжегробница, выставляемая в Демре, не соответствует цвету, размерам и материалу настоящего саркофага. Вот почему мы с уверенность можем утверждать, что до нашего времени гроб святителя Николая не сохранился.
Было решено, что бесценный груз на борт возьмет команда, в которой состоял Матфей. Капитан выбранного судна и его команда поклялись, что они обеспечат полную сохранность мощей Святого Николая и не будут предпринимать каких-либо действий «без общего решения всех участников»[58] экспедиции. Как сказано в Троицком списке жития, два монаха из храма остались в Мирах, а двое поднялись на борт «и идоста с мощьми святаго Николы и поидоша в Бар град»[59].
Как только итальянцы «разместили мощи с великим благоговением в очень маленьком деревянном ящике»[60] и начали отдаляться от берега, они увидели бегущих к берегу моря жителей Мир, которые рыдали и бросались в море, хватались за весла с криками: «Отдайте отца нашего и господина нашего!»[61]. Барийцы пытались «успокоить» местных жителей тем, что им остался гроб, полный святой влаги от мощей святителя, и чудотворная икона святого Николая. «Теперь воля его уйти отсюда, чтобы и другия части мира просвещать»[62]. Жители Мир вернулись в ограбленный храм и обнаружили, что некоторая часть оставалась погруженной в миро. Опасаясь новых нападений и грабежей, они приняли решение снова сокрыть святые останки под пол, что и было выполнено. Возможно, для того чтобы предотвратить последующие попытки хищения мощей и запутать будущих святотатцев, местные жители решили выставить у храма поврежденный саркофаг, взятый с «царского некрополя, расположенного вдоль дороги в порт Андриаке»[63]. Они выдавали его за гроб святого Николая, ограбленный барийцами, внутрь которого поставили сосуд с миром от мощей святителя Николая. Этот обман нашел продолжение и в наше время. Данный саркофаг до сих пор демонстрируют в храме-музее современного города Демре, выдавая за настоящую гробницу Николая Чудотворца. Археологические исследования показали, что святитель не мог быть захоронен или перезахоронен в данной галерее и в саркофаге, ранее принадлежавшем язычнику.
Во-первых, строение, где находится лжегробница Николая Чудотворца, относится к VIII в. Это не согласуется с выводами о том, что в V-VI вв. над захоронением святого была воздвигнута часовня, сохраненная при реконструкции комплекса в VIII в.
Во-вторых, анализ плана церкви VIII в. в Мирах и способ каменной кладки показывают, что четыре ниши южной галереи Николаевского храма ранее служили окнами обходной галереи или притвора церкви. В противном случае свет не проникал бы в данные помещения, а благоговейное отношение к мощам святителя Николая не позволило бы разместить раку с мощами в оконном проеме притвора храма.
В-третьих, богато украшенная различными изображениями гробница вряд ли была бы сохранена в период иконобрчества.
Возражения оппонентов, сторонников истинности хранящегося в храме в Демре саркофага, безосновательны. Так, следы внутри гробницы якобы от исходящего от святых мощей мира не могли быть оставлены манной. В хрониках говорится о том, что гроб Николая Чудотворца был «полон святой влаги»[64], а следы на стенках экспонируемой в Никольском храме гробницы не достигают и четверти объема. Прозрачная жидкость, выделяемая до сих пор останками святителя Николая, имеет консистенцию, «похожую на воду горного источника»[65] и не оставляющую следов на каменном саркофаге в Бари, сделанном из привезенного из Мир Ликийских камня.
Также до сих пор в Турции паломникам и туристам рассказывают местную легенду о том, что «спешащие итальянские купцы уронили несколько костей»[66], а позже «эти частицы были заботливо собраны... жителями Мир»[67], сложены в ларец, «который выставляется в музее Анталии»[68]. Это утверждение является выдумкой. На самом деле мощи несли бережно, а кости, выставляемые как экспонат в залах музея археологии, были подарены музею «некой итальянкой в 1925 г.»[69] В 2004 г. профессор судебной патологии Франческо Интрона изучил кости, экспонируемые в музее Анталии, и пришел к выводу, что данные кости не соответствуют останкам, находящимся в гробницах Бари и Венеции, и, более того, принадлежали молодому человеку. Только в 2011 г. экспертами министерства туризма Турции кости, выставлявшиеся в Анталии как останки Ноэль Бабы(3), были признаны поддельными. В связи с этим они удалены из экспозиции музея.
Корабли прошли еще около четырнадцати миль до острова Мегисти(4). Далее, пройдя около пяти миль, они были вынуждены из-за усилившегося ветра приблизиться в направлении Патар(5), города, где родился Святой Николай. Однако буря и всё еще относительная близость к Мирам заставили барийцев сняться с якоря и пришвартоваться в бухте у Пердиккеи(6)&l